международный благотворительный фонд Вадима Новинского в честь Покрова Пресвятой Богородицы

A A
Помощь юриста

Петров пост. Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (XIV). Иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VIII)

Петров пост. Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (XIV). Иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VIII)
  • 11.07.2018

Петров пост.

Разрешается пища с растительным маслом.

Именинники: Герман, Иван, Иона, Иосиф, Кир, Ксенофонт, Магн, Македон (Македоний), Павел, Папий (Паппий), Сеия, Сергей, Улкиан, Элеонора.

11 ИЮЛЯ — Память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353), которые стали основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера. Обитель, осованная преподобными Сергием и Германом, стала оплотом Православия. Обретение мощей препп. Сергия и Германа и написание их иконы произошло около 1401 г.

Сегодня же чествование чудотворной иконы Богородицы, именуемой «Троеручица». Это чудотворный образ, пред которым получил исцеление отрубленной руки преподобный Иоанн Дамаскин. До XIII века икона находилась в монастыре Саввы Освященного, а затем святым Саввою, архиепископом Сербским, она была перенесена в Сербию. С иконы были сделаны многочисленные списки, которые нередко чудотворили. Праздник в честь иконы "Троеручица" отмечается несколько раз в году.


11 ИЮЛЯ

ПРЕПОДОБНЫЕ СЕРГИЙ И ГЕРМАН, ВАЛААМСКИЕ ЧУДОТВОРЦЫ

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

О житии прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и времени их жизни данных практически не сохранилось. Древнее житие их, описанное в монастырских летописях и книгах, было уничтожено во время многочисленных войн и неприятельских нашествий, опустошавших Приладожский край до XVIII в. включительно.

Валаамский монастырь расположен на островах, на огромном озере Ладога, к северу от Петербурга, на Финляндской границе. Монастырь этот существовал с незапамятных времен, но он много раз разрушался до основания, а потом снова возобновлялся.

По Валаамскому изустному преданию, монашество в нем было начато прпп. Сергием и Германом, греческими иноками, при св. равноапостольной княгине Ольге.

В 1696 г. валаамский архимандрит Макарий называет их в своем прошении к царям Иоанну и Петру «великими и преславными чудотворцами», говорит об их даре пророчества и о том, что они предсказали разорение их обители шведами в 1611 г.

Еще в XVII в. их житие было известно. Известно также, что на Валааме был храм во имя их, где хранились их святые мощи, и что мощи переносились в Новгород.

В память их последнего возвращения из Новгорода был установлен их праздник 11 сентября и была написана их икона. Почивают они оба под спудом в своей обители.

Общецерковное их почитание было установлено в 1819 г. К тому времени было уже известно великое число их чудес. Но чудеса эти продолжали твориться в изобилии и в новейшие времена не только в Приладожском крае, но и по всей Руси, и даже за границей, при молитвенном обращении к ним.

Валаамский монастырь привлекал к себе не менее богомольцев, чем Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, Соловецкий и Саровский монастыри и иные русские святыни. Значение его, особенно для ближайшей местности, было огромно. В Валаамском монастыре хранится предание, что его посетил св. апостол Андрей Первозванный и водрузил здесь каменный крест.


ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ТРОЕРУЧИЦА"

Икона Божией Матери ''Троеручица''

«О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную - надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь».

В истории Православной Церкви выдающееся место занимает второй земной удел Божией Матери — Святая Гора Афон, где под Ее благодатным покровом вот уже многие столетия православные иноки молятся за весь мир о его спасении. Прославлена Святая Гора многочисленными чудотворными иконами Богородицы. Среди них ярко блистает икона Ее, именуемая «Троеручица».

История этого чудотворного образа тесно связна с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобнаго Иоанна Дамаскина. В 717 году византийский император Лев Исаврянин начал гонения на почитателей икон.

Святой Иоанн пламенно обличал ересь императора перед правителем Дамаска, у которого преподобный занимал должность советника. Лев Исаврянин направил правителю подложное письмо, якобы написанное ему святым Иоанном, в котором содержались враждебные выпады в адрес правителя.

Не разобравшись в чем дело, он повелел отсечь святому правую руку и повесить ее на людном месте для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келии.

Долго со слезами молился он перед иконою Божией Матери. В тонком сне Пресвятая Богородица явилась ему, говоря: «Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею, как обещал Мне, сделай ее тростию скорописца». Проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел ее целой и невредимой.

В память о славном исцелении на правой руке преподобного остался рубец. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Ее милость, святой Иоанн вознес хвалу Богу и Его Матери.

Как полагают по этому случаю он написал канон « О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...». По его приказанию из серебра было сделано изображение усеченной кисти и приложено к иконе, отчего она и получила название «Троеручица». Плат, в который была обернута рука его, преподобный до конца дней носил на своей главе, храня память о чудесном исцелении.

Возвратившись к правителю, святой Иоанн умолил его разрешить ему удалиться в Лавру Саввы Освященного в Иерусалиме. Туда же он взял с собою и чудотворную икону Божией Матери. С этого времени до XIII века она постоянно находилась во Святом Граде.

Когда в Лавру прибыл святой Савва, впоследствии архиепископ Сербский, то по особенному произволению Богоматери икона была дарована ему и принесена им в Сербию.

Но во время османского нашествия, желая предохранить драгоценный дар от истребления, благочестивые сербы вверили его попечительству Самой Царицы Небесной.

Икона была возложена на осла, и животное, никем не водимое, само пришло на Святую Гору Афон и остановилось у ворот Хилендарского монастыря, основанного в XIII веке сербским господарем Стефаном (Симеоном). Хилендарские иноки с радостью приняли образ и поставили его в алтаре соборного храма.

Однажды, по смерти игумена, братия, приступив к избранию нового, никак не могла прийти к соглашению. Смуты братии не были угодны Богоматери, и Она Сама приняла участие в их споре.

Собравшись на утреннее богослужение, иноки обнаружили икону Ее, стоящую не в алтаре, но на игуменском месте. Приписав это чьим-то тайным действиям, монахи вернули ее на место, но в следующие дни это повторилось, даже при запечатанных дверях.

Пока иноки удивлялись происшедшему, явился известный затворник и, сообщил, что в видении Богоматерь сообщила ему Свою волю: для устранения несогласия братии Она Сама займет игуменское место Своей иконой и будет непосредственно управлять монастырем.

С того времени и доныне неизменно соблюдается в Хилендарской обители святая воля Царицы Небесной: там не выбирают из братии особого игумена, а только наместника, заведующего монастырскими делами.


По материалам pravoslavie.ru, pravmir.ru