международный благотворительный фонд Вадима Новинского в честь Покрова Пресвятой Богородицы

A A
Помощь юриста

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67). Касперовской иконы Божией Матери (1853-1855)

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67). Касперовской иконы Божией Матери (1853-1855)
  • 12.07.2018

Поста нет.

Именинники: Андрей, Мелитон, Михаил, Павел, Пётр.

12 ИЮЛЯ — память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 67) — большой церковный праздник. В жизни этих двух святых мужей столь много общего, что христиане не представляют их порознь. Святого апостола Павла называют тринадцатым апостолом, потому что он не входил в число 12. Он не следовал за Господом во время Его земной жизни, не был свидетелем чудных Его дел, но в деле проповеди Христовой потрудился больше многих и за то назван Церковью вместе с апостолом Петром Первоверховным апостолом. В этот день заканчивается апостольский пост.

Сегодня же чествование Касперовской иконы Пресвятой Богородицы. Касперовская икона Пресвятой Богородицы во время войны 1853 - 1855 годов защитила город Одессу от вторжения неприятельских войск. При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1 октября. Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году. До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, которая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 году.


12 ИЮЛЯ

СЛАВНЫЕ И ВСЕХВАЛЬНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ

Апостолы Петр и Павел

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел были людьми довольно разных характеров и разной судьбы, каждая из которых, впрочем, закончилась голгофой – смертью за Христа.

Симон, впоследствии прозванный Кифой (греч. Петр – скала, камень), как и его брат Андрей, происходил из простой семьи богобоязненных рыбаков. Именно Петр и Андрей первыми были призваны Господом. Большое впечатление, произведенное Христом на братьев, требовало некоего переосмысления, требовало не поспешной и горячей юношеской реакции, а твердого и осмысленного шествования за Спасителем.

Уже спустя некоторое время после призвания Андрея и Петра, Господь приходит в их дом, и забирает с собой. Вскоре Петр, наряду с Иаковом и Иоанном, делается одним из самых приближенных учеников Христовых. Именно они сопутствуют Господу в самых таинственных моментах Его земной жизни: и на Фаворе, и в Гефсимании.

Хотя среди учеников Спасителя нельзя было найти людей неревностных, Петр, пожалуй, превосходил всех своей горячностью, что не редко приводило к последующей обратной реакции. Именно Петр – единственный из всех учеников, бросается в море навстречу Спасителю, идущему по волнам, но вскоре начинает тонуть, и Господь протягивает ему руку. Именно Петр обещает единственным из всех апостолов сохранить верность Христу, и именно он отрекается от Спасителя трижды, после чего Господь, через троекратное исповедание, восставляет его в чине апостолов.

Глядя и на последующие безбоязненные подвиги Петра, мы понимаем, что ни в коей мере не был он трусом или человеком малодушным, и все можем извлечь для себя урок о том, что сила Божья в немощи совершается, и что без Бога мы не можем творить ничего.

После сошествия Святаго Духа на апостолов, Петр обратил ко Христу не только множество язычников, но и тысячи иудеев, оставил нам два Соборных послания, и, находясь в Риме, был извещен Господом о своей скорой кончине. Это произошло в 67 г.

Существует предание, согласно которому Петр, узнав о том, что император Нерон желает отомстить ему за гибель Симона Волхва и за обращение Петром двух наложниц императора ко Христу, решил бежать из Рима.

Когда Петр выходил из города, на дороге ему встретил Спаситель. «Камо грядеши, Господи?», — удивленно вопросил Христа Петр. «Иду, чтобы еще раз умереть в Риме», — ответил Господь, и затем исчез. После этого видения, Петр тот час возвратился в Рим, где и принял смерть на Кресте. Сознавая себя недостойным быть распятым подобно Спасителю, Петр уговорил палачей казнить себя вниз головой, что и было сделано.

Биография апостола Павла совсем иная. Родился тогда еще Савл в городе Тарсе Киликийском в семье знатных родителей и имел римское гражданство.

В Иерусалиме Савл получил религиозное образование у ног известного иудейского учителя – Гамалиила. Именно Гамалиил, почитается Православной Церковью как праведник, поскольку на синедрионе посоветовал не гнать христиан, а предать их в руки Божии.

Савл был очень ревностным иудеем и жестоко преследовал христиан, почитая это дело богоугодным, и именно он был тем самым юношей, который держал одежды палачей, глядя на побиение камнями первомученика Стефана и одобряя совершавшуюся казнь.

Однажды, направляясь в город Дамаск как раз для преследований местной христианской общины, Савла осиял невыносимый свет с неба, совершенно лишив его зрения. «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня», — прозвучал голос сверху. Упав лицем на дорогу, Савл закричал: «Кто ты, Господи?!». "Я Иисус, Которого ты гонишь…», — ответил голос.

По повелению Господню, Савл отправился в Дамаск, где его нашел апостол Анания, который возложил на Савла руки, после чего тот совершенно прозрел.

После Крещения Савл принимает имя Павел. Этим именем, в переводе означающем «малый», он как бы подчеркивал все время переживаемое им собственное недостоинство по причине бывшего своего неистовства на христиан.

Будучи апостолом, Павел совершил множество путешествий по языческим странам, где создал немало христианских общин. Все необходимое для своего пропитания, апостол зарабатывал собственным трудом, а о своих приключениях он говорит: "От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе».

До нас дошли четырнадцать посланий апостола, из которых мы не только узнаем о его многочисленных путешествиях и опасностях, которым апостол подвергался от язычников и иудеев, но и принимаем возвышенное богословское учение, всю глубину которого не могут постичь многие богословы, на протяжении многих веков.

Кончина святого апостола Павла, в отличие от кончины святого апостола Петра, свершилась не через распятие, а через усечение мечом головы. Такое снисхождение было оказано Павлу по причине его римского гражданства.

В четвертом веке святой равноапостольный император Константин, Миланским эдиктом легализовавший христианство, воздвиг в честь апостолов Петра и Павла храмы – в Риме и Константинополе.

День памяти святых первоверховных апостолов с первых веков христианства стал одним из самых почитаемых праздников, ради которого был учрежден пост, ему предшествовавший.


КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Касперовская икона Божией Матери

«О, Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление! Тебе припадаем и покланяемся пред Святою и Пречестною иконою Твоею Касперовскою, Еюже дивные и преславные чудеса совершашася. Ты едина еси радости наше Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи. Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умилостивити Сына Твоего Христа Бога нашего о спасении нас грешных. Темже смиренно молим Тя, Всемилостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушайся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблудшим, в сокрушении сердец наших прибегающих. Избави нас Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышнего, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напастей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине. Вышним Своим Благословением, да укрепит Господь Архиереи наша Православныя, и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами. Всех же нас огради от всякого зла благостию Твоею, и утеши милостивым Твоим посещением и вся благодеющия нам. Еще же, о, Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблудшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы сирыя защити, болящия исцели и скорбящие утеши. Прежде отшедшие отцы и чада и братию нашу во светлостех райских и селениях праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми Святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

В конце XVI века Касперовская икона Богоматери перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям в благословение, эта икона в 1809 году досталась госпоже Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находится на правом берегу Днепра.

В 1840 году, в феврале, Касперова, имея много горестей, долго ночью молилась и в это время увидела, что икона, старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась и лики Богородицы и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались.

Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных, от иконы бывших, чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили ее. По исследовании многочисленных разных чудес икона была признана чудотворною. Со всех сторон начали приходить страждущие и недугующие, нуждающиеся в небесной помощи.

В 1852 году жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворною иконою. Во время войны 1853-1855 годов с чудотворною иконою был крестный ход в Одессе, в виду неприятелей, обложивших город, и город остался невредим. Это было принято за знамение особенного покровительства Божией Матери, и тогда же решили "в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священнейшим".

Чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносится из с. Касперовки в г. Одессу и остается там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывает до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го же июля по 1 августа - в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице.

Ежегодно в Светлую Среду в Свято-Успенском кафедральном соборе Одессы совершается праздничное Богослужение и Крестный ход с чудотворным образом Царицы Небесной "Касперовским".


По материалам pravoslavie.ru, pravmir.ru