международный благотворительный фонд Вадима Новинского в честь Покрова Пресвятой Богородицы

A A
Борьба с коронавирусом

Память мучеников в Мелитине (1053). Чествование иконы Божией Матери "Взыграние" Угрешской (1795). Сщмч. Сергия, архиеп. Елецкого

Память мучеников в Мелитине (1053). Чествование иконы Божией Матери "Взыграние" Угрешской (1795). Сщмч. Сергия, архиеп. Елецкого
  • 20.11.2020

День постный. Разрешается пища с растительным маслом.

Именинники: Авкт, Амонит, Аникита, Антонин, Афанасий, Афинодор, Валерий, Варахий, Гигантий, Григорий, Диодот, Дорофей, Дукитий, Евгений, Евтихий, Епифан, Зосима, Иерон, Иларион (Илларион), Исихий, Каллимах, Каллиник, Касиния, Кастрихий (Кастрикий), Кирилл, Клавдиан, Ксанфий, Лазарь, Лонгин (Логин), Максимиан, Мамант (Мамонт), Меласипп (Мелевсипп), Никандр, Никон, Острихий, Таврион, Феаген, Фёдор, Федот, Фемелий, Феодох, Феодул, Феофил, Фессалоникия.



20 НОЯБРЯ

СВЯТОЙ МУЧЕНИК ИЕРОН И ТРИДЦАТЬ ТРИ С НИМ ПОСТРАДАВШИХ 

В МЕЛИТИНЕ

Мученик Иерон и с ним 32 воина Мелитинские

Святой Иерон[1] жил около 290 года, при императорах Диоклетиане и Максимиане, жестоко преследовавших христиан. Он был родом из города Тианы в Каппадокии, где тихо и мирно жил, возделывая собственное поле. В это время оба деспота в неуемной жажде завоеваний силой забирали на воинскую службу всех сильных и крепких телом мужей для пополнения войска. Иерон славился по всей Каппадокии силой и мужеством, поэтому правитель Лисий[2] решил забрать его в войско и послал за ним воинов. Иерон работал в поле, а когда увидел воинов, сразу же понял, зачем они пришли. Он хорошо понимал, что ему грозят не столько опасности военной службы, сколько принуждение к отречению от веры Христовой ради поклонения императору, которого римляне обожествляли. Схватив кирку, он бросился на воинов и обратил их в бегство, нанеся тяжелые ранения. Но вскоре те вернулись с подкреплением и разыскали святого, скрывшегося в пещере с восемнадцатью родными и друзьями. Дабы избежать кровопролития и по просьбе своего брата Кириака, Иерон предал себя в руки воинов, а те привели его к правителю Мелитины.

Вечером святому Иерону явился ангел и возвестил, что Господь отправляет его ратовать не за царство земное, но в последнюю и славную битву, которая отворит ему врата Царства Небесного. На следующее утро святой с несказанной радостью объявил родным, что ему был открыт Божественный Промысл и отныне дорога пленения стала для него путем в Царство Небесное. По прибытии в Мелитину Иерон с тридцатью тремя христианами был заключен в темницу. С этого момента он неустанно укреплял сподвижников в вере и поддерживал в них решимость пожертвовать жизнью во славу Божию.

Святой мученик предстал перед правителем, который обвинил его в гордыне, потому что он не повинуется приказам императора и презирает идолов. Когда правителю сообщили, что именно Иерон обратил воинов в бегство и избил их палкой, тиран, вместо того чтобы отдать должное его храбрости, приказал подвергнуть христианина пыткам и отсечь руку. Иерон перенес все мучения с радостью, после чего снова был заключен в темницу в ожидании следующего суда.

Один из его друзей и родственников, Виктор, убоявшись пыток и мучений, тайно призвал тюремщика и предложил отдать свою землю взамен на бегство из темницы. Когда воин Христов Иерон узнал о бегстве Виктора, он горько плакал, скорбя о печальной участи друга, который ради спасения бренной жизни лишил себя жизни вечной и бесконечного блаженства, уготованного избранным, и обрек себя на вечные мучения в аду. Предчувствуя, что казнь неминуема, Иерон призвал к себе тех родственников, которых к тому времени отпустили, и высказал последнюю волю. Он попросил свою сестру Феотимию совершать ежегодно поминовение в день его смерти и взял с нее обещание передать отсеченную руку их бедной ослепшей матери как утешение в горе.

На четвертый день он вместе с другими заключенными христианами вновь предстал перед Лисием. Правитель велел истязать их бичами, но они только укреплялись в пламенной вере. Тогда он приказал обезглавить святых. По пути к месту казни мученики воспевали слова верных слуг Господних из псалма: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни» (Пс. 118: 1)[3]. После казни родные святого предложили выкуп за его святые мощи. Алчный правитель воспользовался этим и предложил выкупить их по весу за золото. Он разрешил также возвести храм в честь святого Иерона на месте его мученичества 


ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВЗЫГРАНИЕ» УГРЕШСКАЯ

Икона Божией Матери 'Взыграние младенца'

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» явилась 7 ноября 1795 года в восемнадцати верстах от Москвы и в шести с половиной верстах от станции Люберцы Московско-Казанской железной дороги, при деревне Гремячевой, в древнем Николо-Угрешском монастыре, основанном Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 г., на месте обретения другой иконы — Николая Чудотворца.

«Взыграние» — русская икона древнего письма, писанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Иконы Богоматери того же имени имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедскиой обители на Афонской горе.

Богоматерь на этой иконе изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, поддерживаемым Ее обеими руками и прильнувшим Своей левой ланитой к Ее правой ланите.

Тип икон Божией Матери "Взыграние" является разновидностью иконографического типа "Умиление". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся.

В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Перед иконой Божией Матери «Взыграние» молятся за детей.


По материалам pravoslavie.ru, pravmir.ru