международный благотворительный фонд Вадима Новинского в честь Покрова Пресвятой Богородицы

A A
Борьба с коронавирусом

Блж. Даниила Елисаветградского (1860). Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680)

Блж. Даниила Елисаветградского (1860). Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680)
  • 17.09.2020

Поста нет.

Именинники: Аммоний, Афанасий, Вавила, Донат, Евтихия, Епполоний, Ермиония (Гермиона), Иосаф (Иоасаф, Асаф), Кион, Миан, Моисей, Прилидиан, Урван (Урбан), Фёдор, Феодул, Христодула, Юлиан (Иулиан).


17 СЕНТЯБРЯ

СВЯТИТЕЛЬ ИОСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ

Святитель Иоасаф Белгородский

Святитель Иоасаф Белгородский вышел из знатного малороссийского рода Горленко. Он родился в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1705 года в городке Прилуки Полтавской губернии и при крещении наречен был Иоакимом.

В восемь лет мальчика отдали в обучение в Киево-Могилянскую академию. Его отец тяжело переживал разлуку и часто размышлял о судьбе ребенка. В один из таких часов ему было даровано видение, указывающее на будущее служение сына: преклонив колени, у ног Божией Матери стоял Иоаким, а ангел Божий покрывал дитя архиерейской мантией. "Довлеет Мне молитва твоя," - с любовью произнесла Пречистая Богоматерь мальчику.

Уже с детства Иоакима влекло к трудам и подвигам во славу Божию. Сам он говорил, что возлюбил монашество с одиннадцати лет. В восемнадцать лет Иоаким под предлогом продолжения обучения в Киевской академии тайно удалился в Киево-Межигорский монастырь.

После принятия рясофора он испросил у родителей прощение за ослушание и получил благословение на иночество. В 1727 году он был пострижен в мантию и наречен Иоасафом, а два года спустя рукоположен в сан иеромонаха. В 1737 году о.Иоасаф "по крайнему нежеланию, Божию же смотрению" принимает игуменство в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре.

Своим небесным покровителем свт. Иоасаф считал Константинопольского патриарха Афанасия, нетленно почивавшего в Лубенской обители. Этот святой неоднократно являлся в видениях отцу Иоасафу, укрепляя и благословляя его.

В 1742 году игумен Иоасаф, собирая пожертвования на строительство монастырского храма, прибыл в Москву, где сподобился служить в придворной церкви в присутствии императрицы Елизаветы. Здесь он произнес слово о любви к Богу и ближнему. Эта проповедь, поражающая своей глубиной и силой, неопровержимо свидетельствует о восхождении святителя по духовной лестнице от страха Божьего к любви Божией.

Вскоре о.Иоасаф был возведен в сан архимандрита, а затем назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. На Белгородскую кафедру свт.Иоасаф вступил на 43 году от рождения. В течение шести лет он управлял обширнейшей епархией, которая включала в себя свыше 1000 приходов.

Безграничное милосердие, любовь и снисхождение к немощам, и наряду с ними повелительная строгость и непреклонность воли характеризуют святителя. Деятельное служение ближним и подвиг внутреннего делания - вот два полюса созидания образа Божия, которые сумел объединить в себе Владыка в годы руководством епархией.

Милостью Пресвятой Богородицы свт. Иоасаф был избран для прославления Ее образа. Однажды, в сонном видении святителю явилась Богородица и сказала: "Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей Образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор. "Вскоре в притворе одной из сельских церквей он обнаружил явленный ему Образ. Икона Божией Матери использовалась как перегородка для ссыпания угля.

Свт.Иоасаф поставил чудотворную икону, именуемую Песчанской, в подобающее место в храме. Многие знамения Благодати Божией и чудеса исходили от этого Образа. Именно Песчанский Образ должен был оградить нашу страну в самый разгар 1 Мировой войны.

Но воля Божия не была исполнена . Провидя близость кончины, свт. Иоасаф повелел соорудить склеп для своего погребения, а сам отправился на родину для последнего свидания с родными. На обратном пути он смертельно заболел. Перед своим отшествием он поведал сестре, что "суровые подвиги в начале не дают веку дожить..."

10 декабря 1754 года свт.Иоасаф отдал свою праведную душу Богу. В час кончины святителя игумен Хотмыжского монастыря видел сон: Владыка стоит у окна и смотрит на восходящее солнце. "Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию," - сказал ему святитель.

Народное почитание свт.Иоасафа началось сразу после его погребения. Когда вход в склеп был открыт, все увидели, что тело святого не подверглось тлению. У раки с мощами святого и по его молитвам совершаются многочисленные чудеса и знамения. Существует около 600 свидетельств о чудесной помощи, от святителя полученной. Прославление свт. Иоасафа Белгородского состоялось в 1911 году.

В советское время нетленные мощи святителя выставлялись в музеях. В семидесятые годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора в Ленинграде. Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи святителя были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора.

В начале 1991 года бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Для этого на чердак собора пришлось пробираться тайно. Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года.

В этом же году родилась община во имя святителя Иоасафа Белгородского при детской инфекционной больнице №3 Санкт-Петербурга. Ныне нетленные мощи святителя находятся в Белгороде, в Преображенском соборе.

Картинки по запросу Преображенский кафедральный собор, г.Белгород

Преображенский кафедральный собор, г.Белгород


Молитва святителя Иосафа Белгородского

Буди благословен день и час, в онь же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада.

О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий!

В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь.


БЛАЖЕННЫЙ ДАНИИЛ ЕЛИСАВЕТРАДСКИЙ


Родился в конце XVIII века. Где проходило его детство и юность неизвестно.

Желая послужить Господу, он всецело предал себя Его святой воле и принял монашеский постриг с наречением имени Даниил.
Промыслом Божиим Даниил пришел в Елисаветград и поселился на старом Петропавловском кладбище в землянке, которую сам себе выкопал неподалеку от деревянной Петропавловской церкви.

Юродствуя, Даниил не себя одного, но и других спасал: многих грешников приводил к покаянию, наставляя словами и делами. И многие горожане постепенно привыкли к необычному высокому монаху, худощавого телосложения, с длинными волосами и большой бородой, в грубой власянице черного цвета, поверх которой был одет большой крест на крупной цепи. На голове блаженный носил черную шапочку, и все время ходил босиком.

На берегу реки Бьянка Даниил насадил фруктовый сад, плодами которого и подаянием от людей он и питался. Из того, что ему жертвовали, себе старец Даниил практически ничего не оставлял, а все раздавал бедным.

По преданию жители теперешнего городского района Балки испытывали трудности с питьевой водой (не было по близости подходящего источника, и за водой приходилось ходить на большое расстояние). С этой проблемой они и обратились к блаженному Даниилу. Три дня, стоя на камне, возносил старец свои молитву к Богу, после чего к радости всех забил из земли источник целебной воды.

Во время прохождения лодок по речке, Даниил приветствовал их перескакивая по деревьям и осеняя крестом людей, которые с удивлением смотрели на него с лодок. Часто видели и слышали приходящие на кладбище как Даниил молился у могил каждого новопреставленного, как ухаживал за старыми и заброшенными могилками и как во всякое время великих церковных праздников расхаживал по кладбищу, распевая красивым и сильным голосом церковные песнопения.

Дошел до нас и случай вразумления одного иноверца, который постоянно досаждал старцу Даниилу словами: «докажи мне, что есть Бог, сотвори чудо!». После очередной такой реплики юродивый взял засохшую палку подсолнечника, вкопал ее в землю (а дело было зимой) и, уединившись в свою землянку, вознес пламенную молитву Богу. Спустя какое-то время на глазах изумленного иноверца подсолнечник выбросил цвет. Так по молитвам своего угодника Господь явил чудо и вразумил заблудшего.

Однажды хоронили богатого и знатного жителя Елисаветграда: торжественные похороны, большая процессия, а Даниил бегал вокруг, размахивал палкой, ругался на кого-то невидимого и бросал камнями. В другой раз хоронили бедняка, отца троих детей, а юродивый шел рядом, радовался, и пел псалмы. Люди спросили его о причине такого странного поведения, и был ответ: «Богач прожил жизнь в роскоши, земных удовольствиях, грехах, и душу его взяли бесы. Вот я от них и отбивался палкой и камнями. А бедняк прожил жизнь праведную, и ангелы Божьи приняли его душу. Я их видел и радовался».

Скончался 19 июня 1860 года и был погребен на Петропавловском кладбище неподалеку от той землянки.

Начиная с 1860 года на могиле святого стали совершаться чудеса помощи и исцелений, да так обильно, что место захоронения старца Даниила стало объектом паломничества не только жителей Елисаветграда и Херсонской губернии, но и соседних с нею губерний. На доброхотные пожертвования людей над могилкой старца была возведена деревянная часовня…

В 1930-е годы часовня была разобрана и из нее собрали общественное отхожее место, а белый мраморный крест на могиле старца был разбит. В 1971 году сровняли с землей могилку старца. Спустя 50 лет кладбище начали застраивать. На его месте появились жилые дома, общежития, рестораны, детский садик и разные постройки. Но могила блаженного Даниила попала под клумбу с деревьями.

Но и после разрушения часовни люди приходили как и раньше, чтобы помолиться на могилке блаженного Даниила и взять земли с могилы. Это происходило настолько часто, что приходилось постоянно насыпать холмик земли. Всегда у могилы было многолюдно и постоянно служились панихиды о упокоении души блаженного Даниила, а над могилой, усердием верующих, появился новый железный крест, взамен разрушенного, с надписью: «Крест — жертва старцу Даниилу».

Источник воды, который истек по молитвам старца Даниила, существует и доныне. В 1960-тых он был засыпан и уничтожен. В настоящее время источник истек снова. Стараниями духовенства и прихожан Кировоградской епархии была возведена часовня над источником старца Даниила, облагорожена территория возле этого святого места, собраны архивные документы к жизнеописанию блаженного.

25 апреля 2013 года на заседании Синода Украинской Православной Церкви блаженный Даниил был причислен к лику местночтимых святых Кировоградской епархии.

17 сентября того же года за Божественной Литургией состоялось его прославление.


ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

Икона Божией Матери ''Неопалимая Купина''

Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.

Можно придать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая».

Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона «Неопалимой Купины».

По народному верованию икона эта избавляет дома почитающих ее от огня. Как-то довелось читать рассказ очевидца, попавшего на большой пожар, охвативший много зданий. Среди них был деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимой Купины». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар ожесточался, а женщина стояла неподвижно. Очевидец ушел, удивляясь этой вере, но ожидая, что дом загорится. На следующий день он вернулся к пожарищу. На опустошенном пожарище возвышался один только домик, охраненный силой иконы.

«Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь.

Звезда составлена из двух четыреугольников. Один окрашивается в красный цвет — во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, — в зеленый. В углах иконы — четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание, — Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградным гроздием и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лествица, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».

Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в московском Благовещенском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.

В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стоит икона, находившаяся некогда в «Святых сенях» при Грановитой Палате дворца. Она прекрасного древнего письма, а размером 1 аршин 12 вершков длиной и 1 аршин 7 вершков шириной. Празднование этой иконе совершается два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего «купину», и в шестую неделю по Пасхе — неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.

Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В этом же храме стоит пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая небольших размеров икона «Неопалимой Купины». На ней перед Богоматерью изображен молящийся человек. В храме хранится особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».

В 1822 году в городе Славянске Харьковской губ. участились пожары от поджогов. Жители не знали, что делать. Тогда благочестивой старушке Бельницкой было открыто во сне, что если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Бельницкая рассказала о сне протоиерею Костричу. Икона была немедленно написана, и после литургии перед ней совершено молебствие. В тот же день случился новый пожар и обнаружена поджигательница, малоумная девица Мавра. Оказалось, что она произвела все пожары. Пожары после этого прекратились, а благодарные жители устроили для иконы киот с подписью: «В память 1822 года за спасение града от пожара». Икона стоит в Троицкой церкви.


Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Неопалимая Купина» (об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов)

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих!

Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши.

Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству: призри благосердием, Всепетая Богородице, на лютое озлобление наше, и исцели душ и телес наших болезни, отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог.

Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи; преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота.

Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко Царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.


По материалам pravoslavie.ru, pravmir.ru