международный благотворительный фонд Вадима Новинского в честь Покрова Пресвятой Богородицы

A A
Борьба с коронавирусом

Петров пост. Прп. Александры Дивеевской (1789). Собор мучеников и исповедников Запорожского края. Бежевской и Дубовичской (XVI), "Не рыдай Мене, Мати" (XIX) икон Божией Матери (XIX) (в 10-ю пятницу по Пасхе)

Петров пост. Прп. Александры Дивеевской (1789). Собор мучеников и исповедников Запорожского края. Бежевской и Дубовичской (XVI), "Не рыдай Мене, Мати" (XIX) икон Божией Матери (XIX) (в 10-ю пятницу по Пасхе)
  • 26.06.2020

Пища с растительным маслом.

Именинники: Акилина, Андроник, Анна, Антипатр, Антонина, Диодор, Евстрат, Иван, Савва, Трифилий, Яков.



26 ИЮНЯ

Александра Дивеевская: как основать хороший монастырь


Преподобная Александра Дивеевская. Послушница Евдокия так описывала матушкин вид: «Глаза у нее были серые, нос короткий луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки – полные»

Прекрасная собой женщина со средствами, оставив все ради любви к Богу, приняла постриг, ушла из родного дома в дичь и глушь, чистила хлевы, мыла крестьянских детей, стирала монашеские портянки, строила храмы, молилась и не торопилась.

Через 20 лет под ее началом возникла маленькая община женщин, стремящихся к Богу. Их поручили человеку, который в страшном сне не мечтал «руководить» монахинями. Но обещал заботиться о них по послушанию своему духовнику, которого очень любил, и предсмертному обещанию матери-основательнице, которую называл «великой святой».

Правда, он тоже не торопился. Перед тем, как воспитывать монахинь, 25 лет пробыл в затворе, воспитывая свою душу. Вышел известным старцем – Серафимом Саровским. В общине м. Александры к тому времени собралось 50 сестер.


Вид на Киево — Печерскую Лавру с другого берега Днепра

По знаку свыше

Агафье Семеновне Мельгуновой (1720 — 1789) не было и 20 лет, когда она осталась вдовой с грудным ребенком и немалым богатством. Не зная, как жить дальше, она поехала в Киев, в Киево-Печерскую лавру, говорила с ее духовниками. Отцы, несмотря на ее молодость, увидели перед собой зрелого человека и благословили на монашество. Агафья приняла постриг во Флоровском монастыре, там и хотела остаться.

Но однажды услышала слова Богородицы: «Иди на север и обходи все великорусские места обителей Моих и будет место, где Я укажу тебе, где окончить богоугодную жизнь твою, ибо в месте жительства твоего я осную обитель Мою».

Получив Богородичный наказ, могла бы сразу пойти исполнять, но мать Александра была, как и будущее покажет, очень трезвым человеком. Реалистом. О своем видении она рассказала не только духовному отцу, но и еще нескольким отцам Киево-Печерской лавры, известным своим опытом. После долгих молитв отцы признали явление Богородицы истинным.

Но так как время для Церкви было непростым, реформаторским, многие монастыри указом Екатерины II «сокращались» (было закрыто около 500 монастырей — более половины в стране, а прошения о создании новых отклонялись, «бродить» монахам строжайше запрещалось), отцы посоветовали Александре на время скрыть свое монашество и хлопотать о деле как богатой помещице Мельгуновой. Совет киевских отцов полностью оправдал себя.

А тайной монахиней м. Александра пробыла почти всю свою жизнь и именовалась Агафьей Семеновной. Только незадолго до смерти будет она пострижена в схиму с тем же именем – Александры.

Наиболее старое изображение Саровской пустыни, относящееся к середине 18 века.

Несколько лет ушло у м. Александры на поиск места для обители на севере России. В 1760 году она оказалась вблизи села Дивеева. Там ей вновь явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать. Живи здесь и угождай Господу Богу, а Я всегда буду с тобой».

М. Александра пошла в Дивеево и пришла в ужас. В селе стоял страшный шум от работы железных заводов, вечерами множество пьяных и хулиганства, драки, даже разбои. Как же строить монастырь?
И опять, как в Киеве, она нашла помощь у отцов Саровской пустыни, которая в то время считалась обителью подвижников (многие саровские отцы отказывались от священства, один даже отказался от епископского звания, только бы сохранить молитвенную жизнь в уединении).

Саровские отцы посоветовали м. Александре поселиться в деревне Осиновка в двух верстах от Дивеева. И опять совет оправдал себя: вскоре одна местная помещица отказала в нем земли под монастырь.

А потом заболела и умерла десятилетняя дочь м. Александры. Для нее это становится знаком окончательного разрыва с миром. Она едет домой, чтобы продать имение и распорядиться имуществом: отпускает на волю крестьян, обеспечивает немало бедняков.


Часть денег от продажи имения отдает на строительство церквей, вкладом в монастыри, часть оставляет на будущую обитель. На ее средства было построено и возобновлено более 12 храмов, в том числе и Успенский собор Саровской пустыни.


Работа монахини - тайная милость