международный благотворительный фонд Вадима Новинского в честь Покрова Пресвятой Богородицы

A A
Помощь юриста

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164)

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164)
  • 14.08.2019

Начало Успенского поста.

По монастырскому уставу  - сухоядение: хлеб, овощи, фрукты.

Именинники: Авим, Александр, Алим, Антонин, Аттик (Аттий), Гурий, Евклей, Евсевий (Евсевон), Елеса, Елизар (Елеазар), Катун, Киндей, Кириак, Кирик, Леонтий, Максимилиан, Маркелл, Минеон (Миней), Минсифей (Монсифей), Папий, Полиевкт, Соломония, Спас, Спасий, Тимофей, Фёдор.

14 АВГУСТА — праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня; празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Богоматери и Честного Креста во время сражения св. благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими болгарами в 1164 г., в котором враги были побеждены.

Народ окрестил этот праздник Медовым Спасом – к этому времени пчела переставала доставлять мед и можно было выламывать соты, а значит, и попробовать мед нового сбора. Церковь в этот день освящает мед и цветы.

Сегодня начинается Успенский пост, который продлится до 28 августа — двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост — строгий: вкушение рыбы разрешается лишь 19 августа — в день двунадесятого праздника Преображения Господня.

14 АВГУСТА

ПРАЗДНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ИЗНЕСЕНИЯ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ, ПРАЗДНЕСТВО ВЕЛИКОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

14 августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история праздника.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По при-чине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвраще-ние болезней. Накануне (31 июля, ст. ст.), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настояще-го дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

По принятому в Православной Церкви уставу, в этот день совершается освящение воды. Че-стный Крест выносится накануне во время утрени и переносится с престола на середину храма архиереем или священником. Крест убирается благовонными цветами. В день празд-ника вместе с освящением воды совершается освящение меда, т.н. первый медовый Спас, или «Спас на воде», «Мокрый Спас». Народ окрестил этот праздник Медовым Спасом – к этому времени пчела переставала доставлять мед, и можно было выламывать соты, а значит, и попробовать мед нового сбора. Церковь в этот день освящает мед и цветы.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю зна-мений от икон Спасителя, Пречистой Богоматери и Честного Креста во время сражения св. благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими болгарами в 1164 г., в котором враги были побеждены.

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Фи-ларета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, празднуемый 19 августа. Третий – перенесение в Константинополь Нерукотворного Образа Господа – 29 августа. Три этих праздника соединяют собой Успенский пост, который и начинается 14 августа. Про-длится он до 28 августа – двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успен-ский пост – строгий: вкушение рыбы разрешается лишь 19 августа – в день двунадесятого праздника Преображения Господня.

Успенский пост (с 14 по 27 августа)

Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби.

Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница — холодная пища без масла, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — пища с растительным маслом.

Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг — горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла.

Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников.

Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

По материалам pravoslavie.ru, pravmir.ru