международный благотворительный фонд Вадима Новинского в честь Покрова Пресвятой Богородицы

A A
Помощь юриста

Рождественский пост. Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Блгв. кн. Михаила Тверского (1318)

Рождественский пост. Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Блгв. кн. Михаила Тверского (1318)
  • 05.12.2018

Монастырский устав: горячая пища без масла.

Именинники: Агавва (Агав), Агап, Агапион, Апфия, Архипп, Валериан, Воин (Михаил Воин), Каллист, Максим, Менигн, Михаил, Пётр, Прокопий, Тивуртий, Фаддей, Филимон, Цецилия (Кикилия), Ярополк.

Сегодня память Михаила Ярославича, князя Тверского и Владимирского. Михаил Ярославич являет собой пример государственного национального правителя, высоконравственного, мудрого, твёрдого, который первым стал объединять Русь, и потому первым был назван “великим князем всея Руси”.Его подвиг действительно велик: будучи первым лицом государства, он добровольно поехал на суд и казнь в Орду и положил жизнь свою ради спасения жизней своих подданных, ради спасения своей земли.

Святой Михаил сохранил Честь и Достоинство, отдав свою жизнь.


5 ДЕКАБРЯ

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ

Князь Михаил Тверской

МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ – князь Тверской с 1285 г., князь Великий Владимирский с 1305 г. по 1317 г. Отец его Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, умер за шесть недель до рождения сына, возвращаясь из Орды. Воспитан матерью княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном. Впервые упоминается в летописных источниках, как Тверской князь, в возрасте 14-и лет в 1285 г. при закладке первого на Руси после нашествия Орды каменного храма в Твери Спасо-Преображенского собора.

В это время в Твери впервые после долгого перерыва возобновляется общерусское летописание. Устанавливаются церковно-гражданские правовые нормы, ставится задача представить Тверь носителем правопорядка, свидетельством чего явился сборник “Мерило Праведное”, рассматривавший вопрос “цесарского достоинства” и истинности власти. Вопросы единодержавия были важнейшими в “Хронике Георгия Амартола”, переизданной в Твери.

Жена Анна, дочь Ростовского князя, правнучка Михаила Черниговского по его дочери Марии. Приход Анны в Тверской княжеский дом укрепил в этом доме культ общего предка Михаила и Анны — Михаила Черниговского, его идеи борьбы с Ордой, его борьбу за чистоту православия. Не случайно все трое были канонизированы русской православной церковью.

После смерти в 1304 г. Великого князя Андрея Александровича Михаил Ярославич в возрасте 33 лет едет в Орду и получает там ярлык на Великое Владимирское княжение. На Великокняжеский Владимирский стол приходит русский князь ярко выраженной антиордынской направленности, воспитанный в духе единодержавной власти на Руси. Его первым стали называть “Великим князем всея Руси” и “самодержцем”, именно так к нему обращался в письмах Патриарх Константинограда Нифонт.

Михаил Ярославич встал на долгий путь будущего объединения Руси и начал делать на нём первые шаги к экономическому объединению. Немецкий учёный Э. Клюг утверждает: “Михаил Ярославич был первым великим князем, о котором мы доподлинно знаем, что он перенял у прежних баскаков взимание податей для Орды”. Это и есть тот главный инструмент, который в будущем с блеском использовал Калита для экономического укрепления Москвы. Таким образом, именно в Твери, и именно Михаил первым завладел мощнейшим рычагом будущего экономического благосостояния.

В 1315 г. новый хан Орды Азьбяк вручил Михаилу Ярославичу ярлык на Великое Владимирское княжение. Но через два года князь Юрий Данилыч Московский, женившись на сестре хана, получил в приданое этот ярлык на Великое Владимирское княжение. Московский князь вернулся на Русь в сопровождении огромного Ордынского войска во главе с князем Кавгадыем. Под Костромою Михаил Ярославич добровольно, без боя уступил Великое княжение Московскому князю, оговорив с ним и Ордынским князем Кавгадыем свою неприкосновенность в тверской земле.

Но Кавгадый и Юрий Московский нарушили договорённость и вторглись в пределы тверской земли с Востока, а с Запада по приказу Кавгадыя пришли воевать тверские земли Новгородцы. Началось трёхмесячное разорение тверской земли. Михаил Ярославич, разбив сначала под Торжком новгородцев, дал решительное сражение объединённым Московско – Ордынским силам в 40 верстах от Твери под Бортенево. Петербургский учёный В.С. Борзаковский в дополнение к летописной дал и вторую координату места битвы - 32 версты от Старицы, на реке Шоша. Современные исследования показали, что на этом месте на рубеже ХIII и ХIV веков действительно существовала деревня Бортенево. Наши предки поставили на краю этой деревни часовню и раз в год служили там благодарственный молебен в честь Тверского князя и его великой победы — первого, подробно описанного в источниках, сражения, когда Владимиро-Суздальская Русь разгромила ордынскую конницу. Русичи вынудили непобедимых доселе ордынских воинов бежать с поля боя и “неволею отступить в стан”, после чего ордынцы вместе со своими князьями были взяты в плен. Эта победа была одержана за 63 года до Поля Куликова и не могла не сыграть свою роль в великой Куликовской битве.

Выходя на Бортеневское поле, Тверской князь знал, что в случае его победы Орда не простит своего поражения, что и произошло. Михаил Ярославич был вызван на суд в Орду, где был осуждён и казнён. Перед отъездом на суд у Тверского князя был выбор: бежать, и тогда из Орды пришло бы огромное карательное войско. Михаил Ярославич Тверской предпочёл сохранить жизни тысяч своих подданных, добровольно поехав на суд и казнь. На заре становления нашей государственности русский князь совершил великий подвиг — “положил жизнь за други своя”. В 1549 году на втором Московском Соборе он был причислен к лику святых. Русская православная церковь установила день поминовения Святого Благоверного князя Михаила Тверского 5 декабря.

Духовник Михаила Тверского, настоятель Тверского Отроч монастыря, свидетель казни Михаила в Орде, отец Александр оставил нам жизнеописание Тверского князя: “Житие Михаила Тверского”, которое является одновременно и памятником истории и литературы. Наши предки на памятнике “Тысячелетию Руси” в Новгороде изобразили Михаила Тверского рядом с Александром Невским, так же рядом они изображены Карлом Брюлловым в Исаакиевском соборе в Петербурге. К образу Михаила обратился и ученик К. Брюллова, П. Орлов, две работы которого хранятся в Тверской картинной галерее. Образ Михаила Ярославича вдохновил и выдающегося русского живописца конца XIX века Виктора Васнецова.

Блестящие поэтические строки посвятили Михаилу Ярославичу К. Рылеев, А.А. Бестужев- Марлинский, А.Н. Муравьёв и современный поэты.

Битва при Бортенево состоялась 22 декабря 1317 г, а 22 декабря 1941 года деревня Бортенево была сожжена немцами при отступлении. Сейчас на этом месте создаётся мемориальный комплекс — поставлен памятный гранитный крест и воссоздаётся часовня Михаила Тверского.


Молитва святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу

Дивный во страдальцех святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы. Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его. Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой. Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.

Картинки по запросу Храм Петра и Павла в Лефортове

Храм Петра и Павла в Лефортове, где покоятся мощи святого Михаила

По материалам pravoslavie.ru, pravmir.ru