международный благотворительный фонд Вадима Новинского в честь Покрова Пресвятой Богородицы

A A
Борьба с коронавирусом

Рождественский (Филиппов) пост. Память священномученика Илариона Троицкого, архиепископа Верейского (1929), праведного Димитрия Горского, Собор Крымских святых

Рождественский (Филиппов) пост. Память священномученика Илариона Троицкого, архиепископа Верейского (1929), праведного Димитрия Горского, Собор Крымских святых
  • 28.12.2020

Разрешается пища с растительным маслом.

Именинники: Анфия, Вакх, Елеферий, Иванна, Иона, Корив, Нектарий, Павел, Пард, Степан, Сусанна, Трифон.



28 ДЕКАБРЯ

АРХИЕПИСКОП ИЛАРИОН ТРОИЦКИЙ

Иларион сщмч.

Святитель Иларион (Владимир Алексеевич Троицкий) родился в 1886 году в селе Липицы Каширского уезда Московской губернии. Будущий архипастырь рос в среде строгой церковности и благочестия: его дед, отец, а впоследствии и брат служили в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Липицах. Любовь к родной земле, как начало любви к горнему миру, всегда наполняла сердце владыки.

После окончания Тульского Духовного училища, а затем Тульской семинарии, в 1906 году Владимир Троицкий поступил в Московскую Духовную Академию. Под влиянием наполнявших его духовных переживаний он написал впоследствии богословский труд "Триединство Божества и единство человечества". Призыв преодолевать ненавистную рознь мира сего воззрением на Святую Троицу был принят сердцем будущего священномученика. В 1913 году, 28 марта (ст. стиля), Владимир был пострижен в монашество в скиту Параклит Троице-Сергиевской лавры. "Думаю… что не придется еще в жизни пережить такой радости…" - писал владыка.

В апреле того же года он был рукоположен во иеромонаха. Отец Иларион был определен исполняющим должность доцента МДА, а 30 мая (ст. стиля) назначен инспектором Академии и возведен в сан архимандрита. "Только служение Церкви, по моему верованию и убеждению, дает смысл и цену нашей земной деятельности…" - такими словами еще в 26 лет молодой преподаватель Академии определил свое призвание.

После событий февраля 1917 года на архимандрита Илариона было возложено временное управление Академией. В новом (1917/1918) учебном году ректором МДА стал профессор А.П.Орлов. Архимандрит Иларион был единодушно избран инспектором. В этой должности он пережил закрытие Академии советской властью.

12 (25) мая 1920 года, в день памяти святителя Ермогена, архимандрит Иларион был хиротонисан патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии.
Богоборческая власть в это время уже полностью проявила себя - насильственно изымались церковные ценности, осквернялись святые мощи и храмы, народ был поставлен на грань уничтожения. Начались "процессы церковников".

Первый арест был еще в 1919 году, тогда архимандрит Иларион был в заключении около двух месяцев (в Бутырской тюрьме). С 1921 по 1923 год владыка находился в ссылке в Архангельске (по некоторым данным, в Холмогорах).

После ссылки владыка приходил в московский Сретенский монастырь, где он в облачении простого монаха пел на службе, и именно здесь, как никогда, окружающие чувствовали, что он "отдавался богослужению всей душой, всем существом своим, как главному делу своей жизни".

Летом 1923 года владыка был возведен в сан архиепископа. Не убоявшись, он принял на себя дело общения с новой властью. Опасность для Церкви теперь была не только внешней. Появилось обновленчество, грозившее новым расколом. Владыка был гибким и дальновидным политиком, и сумел найти те компромиссы с властью, которые помогали подавлять обновленчество. Рукой владыки Илариона были написаны многие послания патриарха Тихона.

Тяжелейшие и мучительнейшие компромиссы, на которые шел святитель Тихон, а с ним и владыка Иларион, были лишь пониманием того, что нельзя позволить власти осуществить все ее богоборческие стремления. Владыка был непримирим к отступникам. Сан, полученный в обновленчестве, владыка не признавал, а вернувшихся к Церкви принимал через покаяние. Обновленческие храмы освящал заново, как положено по канону освящать храмы еретические, тем самым подчеркивая еретическую сущность обновленчества.

Общественное служение владыки в это время во многом состояло в проведении публичных диспутов, в которых он всегда одерживал победы. Против него выступали лидер обновленцев Александр Введенский и нарком Луначарский. Благодаря его работе многие клирики и миряне возвращались на истинный путь православия. Пребывая в своих трудах, влпадыка постоянно молился святым угодникам Божиим. Он умел видеть все духовными очами, и благотворно воздействовал на окружающих даже в самых тяжелых условиях. На людей, многие из которых были в смятении и боязни, действовала его глубокая вера.

Власть не могла простить владыке его преданности патриарху Тихону. В ноябре 1923 года он был вновь арестован. Известно, что до Соловков владыка находился в ссылке в Архангельске и в Кемском лагере.

Во время пребывания на Соловках святитель Иларион, нисколько не обманываясь относительно ожидавшей заключенных участи, все равно умел сохранять благодушие. Его отличала нелицемерная любовь к ближним, и всем людям, с которыми он разговаривал, становилось легче. По свидетельству О.В.Волкова, даже лагерное начальство вынуждено было проявлять уважение к владыке, и ему позволяли жить уединенно.

Святитель Иларион провел некоторое время в Филипповской пустыни. Заключенные, имевшие возможность перемещаться по острову, часто навещали владыку и находили у него помощь и поддержку. Через Георгия Осоргина святитель поддерживал связь с волей.
В конце лета 1925 года архиепископ Иларион был неожиданно переведен в Ярославль. Власти, надеясь привлечь владыку на свою сторону, полностью сменили режим содержания, позволили переписку, дали возможность читать любые книги. Сотрудник ГПУ, возглавлявший отдел по борьбе с религией, и один из лидеров раскола попытались вести переговоры с владыкой. Ему предлагали статус митрополита в новом "григорьевском" расколе. Разговор закончился словами сотрудника ГПУ о том, что "для Илариона три года на Соловках - очень мало."

Некоторое время святитель был на Поповом острове в Кеми, откуда был переведен сначала в Соловецкий кремль, а потом в штрафной изолятор на Секирную гору. Даже в заключении владыка не падал духом, и, помня всегда о своем высоком служении, делал все возможное для верующих. На Пасху 1926 года он добился у начальника СЛОНа разрешения на совершение службы.

Находясь в лагере, архиепископ Иларион продолжал бороться с внутренними врагами Церкви. Он сумел однажды собрать до пятнадцати епископов в келье архимандрита Феофана, и все собравшиеся единодушно постановили сохранять верность православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. Владыка говорил, что отделение от митрополита Сергия - "преступление, по условиям текущего момента весьма тяжкое."

В конце 1929 года власти решили выслать архиепископа Илариона в Казахстан на вечное поселение. Его перевозили этапным порядком - от одной пересылочной тюрьмы до другой. По дороге он заболел, и прибыл в Петербург уже больным. Это был день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. 6 декабря владыку перевели в больницу, причем он шел по улице пешком, теряя последние силы. Обнаружился сыпной тиф. Владыке пытался оказать помощь митрополит Серафим (Чичагов), но остановить болезнь врачи уже не могли. Владыка Иларион был уже без сознания. Незадолго перед кончиной ему стало легче, он смог написать письмо родственникам. В письме он писал: "…в субботу, 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу."

Перед кончиной владыку напутствовал и причастил Святых Христовых Таин келейник митрополита Серафима (Чичагова) иеромонах Никандр. 15 (28) декабря последовала кончина архиепископа Илариона. Митрополит Серафим принес свое белое облачение, белую митру. При отпевании власти запретили надгробные речи и всякую торжественность. Митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Алексий (Симанский), епископ Амвросий (Либин) и епископ Сергий (Зенкевич) молились в алтаре. Отпевание совершал епископ Николай (Ярушевич).

Ныне мощи священномученика Илариона покоятся в Сретенском монастыре в Москве.


По материалам pravoslavie.ru, pravmir.ru